фэиис-рус
Факультет «ЭНЕРГЕТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»
Свой путь в истории института Факультет Энергетики и Информационных систем начал в 1978 году как факультет автоматизации производственных процессов (ФАПП). Первым деканам был кандидат технических наук Козловских А.И.
За весь период существования факультет не раз переименовывался (факультет автоматизации производственных процессов – ФАПП, механико-технологический факультет – МТФ, электромеханический факультет – ЭМФ), менялся состав факультета.
В связи с реорганизацией и переименованием факультетов и кафедр, приказ за № 121 от 28.08.2012 года, факультет был переименован в Факультет Энергетики и информационных систем.
В разные годы факультет возглавляли: Баймухамедов М.Ф., к.т.н.; Стаценко В.И., к.т.н.; Балаклейский С.П., к.т.н.; Гагарина А.Н., доцент РИИ; ст.преп. Тарасов С.В.; к.т.н. Едилбаев Б.Т.; к.т.н. Суюндиков А.А.; к.т.н. Хабдуллин А.Б. С 2019 года факультет возглавляет к.ф.-м.н. Шалдыкова Б. А.
В структуру факультета энергетики и информационных систем входят следующие кафедры:
- Электроэнергетики и теплоэнергетики (ЭЭиТЭ). И.о. заведующего кафедрой – кандидат технических наук Айдарханов Арман Маратович.
- Автоматизации, информационных систем и безопасности (АИСиБ). И.о. заведующий кафедрой – старший преподаватель Штыкова Ирина Владимировна.
Факультет осуществляет подготовку специалистов по очной, очной с ДОТ, заочной формам обучения, на государственном и русском языках по специальностям и образовательным программам бакалавриата и магистратуры:
6В070106 «Автоматизация и управление»
6В06105 «Информационные системы»
6В07212 «Промышленная и экологическая экспертиза»
6В07114 «Электроэнергетика»
6В07115 «Теплоэнергетика»
6В07116 «Технологические машины и оборудование»
7М07102 «Электроэнергетика»
Контингент студентов факультета энергетики и информационных систем составляет более 500 человек.
Научно-педагогический коллектив факультета обладает необходимым потенциалом и достаточным опытом работы для подготовки кадров по всем вышеуказанным специальностям.
В настоящее время на факультете работают высококвалифицированные специалисты: Алтынбаева Г.К., Айдарханов А.М., Неберекутина Н.С., Барулин А.И, Зарубин М.Ю., Стаценко Л.Г., Обухова О.Н., Штыкова И.В.
В 2017 году 4 образовательные программы факультета прошли международную специализированную аккредитацию в Институте аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN Германия, г. Байройт: Электроэнергетика, Автоматизация и управление, Информационные системы, Технологические машины и оборудование. В 2019 году 2 образовательные программы факультета прошли международную специализированную аккредитацию в Казахстанской ассоциации инженерного образования KAZSEE: Теплоэнергетика, Безопасность жизнедеятельности и защиты окружающей среды. В 2021 году образовательная программа магитсратуры Электроэнергетика прошла специализированную аккредитацию в Казахстанской ассоциации инженерного образования KAZSEE.
В 2021 году по результатам Рейтинга НПП «Атамекен» в ТОП-5 вошли 4 образовательные программы Рудненского индустриального института, среди них образовательная программа «Автоматизация и управление» заняла 3 место. По сравнению с прошлым годом улучшили свои позиции в Рейтинге-2020г. следующие образовательные программы РИИ: «Электроэнергетика», «Технологические машины и оборудование». Впервые в Рейтинге приняла участие ОП «Информационные системы», которая вошла в ТОП-20.
Рудненский индустриальный институт сохранил позиции в Национальном рейтинге востребованности ВУЗов Республики Казахстан – 2021.
По результатам Рейтинга IAAR в 2021 году в ТОП-5 образовательная программа Теплоэнергетика заняла 4 место. В ТОП – 10 включены образовательные программы «Электроэнергетика» и «Технологические машины и оборудование».
Для достижения более высоких результатов и 100% трудоустройства будущих выпускников Модульные образовательные программы (МОП), Каталоги элективных дисциплин по специальностям факультета ежегодно обсуждаются и согласовывается с работодателями. С учетом их мнений и предложений вносятся коррективы в перечень и содержание дисциплин. Таким образом, каталог элективных дисциплин обновляется ежегодно до начала учебного года с учетом потребностей рынка труда.
С учетом внедрения элементов «Индустрии 4.0» в соответствии с атласом профессий будущего в образовательную программу введены следующие специализации:
по образовательной программе «Информационные системы в бизнесе, промышленности и образовании»:
-Архитектор информационных систем;
-Дизайнер интерфейсов.
по образовательной программе «Автоматизация и управление»:
-Автоматизация технологических процессов
-Мехатроника и робототехника.
По образовательной программе «Промышленная и экологическая экспертиза»:
– Аудит комплексной безопасности в промышленности
– Специалист по преодолению системных экологических катастроф.
по образовательной программе «Электроэнергетика»:
-Энергоменеджер ;
– Инженер по модернизации оборудования традиционной энергетики;
-Специалист по комплексному проектированию систем энергоснабжения.
Инженер энергосберегающих технологий
по образовательной программе «Теплоэнергетика»:
- Разработчик-проектировщик накопителей электро-и теплоэнергии;
- Инженер по водородной энергетике.
Инженер по водородной энергетикеВ связи с этим были переработаны рабочие учебные планы по данным специальностям с включением новых дисциплин, соответствующих современных тенденциям в мире.
Дополнительно для обеспечения качественной экспертизы рабочих учебных планов и содержания образовательной программы Рудненским индустриальным институтом в 2018 году, был заключен договор с Казахстанская Ассоциация IT-Компаний. Данное сотрудничество позволит привести в соответствие образовательную программу требованиям современных отраслевых IT-технологий и обеспечить подготовку специалистов способных найти IT-решения необходимые реальным секторам экономики.
Привлечение работодателей к профессиональному обучению молодежи особенно активно проявляется в организации мониторинга рынков труда и образовательных услуг. Это позволяет согласовать потребности, структуру профессий и корректировать содержание подготовки с учетом требований развивающейся экономики.
Студенты факультета имеют возможность не только проходить практику на ведущих предприятиях города и области, но и в ходе учебного процесса встречаться с представителями производства на лекционных и практических занятиях, что позволяет по окончании обучения возможность сразу быть задействованным на производстве, таким образом необходимость профессиональной адаптации отпадает. Наяиная с 2018-2019 учебного года в Рудненском индустриальном институте организовано чтение лекций руководителями подразделений АО «ССГПО».
Дуальное образование наряду с оптимальной передачей профессионального опыта позволяет утвердить свою позицию в производственных условиях. Предприятия получают выгоду от новых идей и импульсов, исходящих от обучающихся.
На кафедре АИСиБ функционирует 3 филиала: ТОО «ОВЕРСОФТ» г. Рудный, ТОО «Экофон» г. Костанай, ТОО «Казахстанская служба».
На кафедре ЭЭиТЭ в период с 2017-2020 гг. создано три филиала кафедры:
- «Сарбайские МЭС» АО «КЕGOC»;
- «Рудненский филиал» ТОО «Фирмы Арасан»;
- ТОО «РМЗ МЦ».
Сотрудники филиалов кафедры участвуют в проведении учебных занятий, осуществляют руководство учебной, производственной и преддипломной практиками, научно- исследовательской работой, курсовыми и дипломными проектами (работами) студентов; участвуют в работе ГАК, выступают рецензентами дипломных проектов. В рамках филиала кафедры проводится стажировки преподавателей РИИ на предприятиях, выездные защиты дипломных
Одним из дополнительных плюсов обучения в Рудненском индустриальном институте на сегодняшний день стали дистанционные образовательные технологии.
Студенты уже оценили удобство и качество вузовского дистанционного обучения на площадке МООК РИИ. Площадка обеспечивает доступ к образовательным ресурсам, а также позволяет студентам самостоятельно организовать удобный для них график освоения материала.
Дистанционное обучение осуществляется с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств, при не полном, опосредованном взаимодействии обучающихся и преподавателей. Дистанционные образовательные технологии в Рудненском индустриальном институте применяются в отношении обучающихся по сокращенным образовательным программам на базе технического и профессионального, послесреднего и высшего образования.
В связи с реализацией Государственной программы развития трехязычия, занятия у студентов специальностей ведутся на трех языках. Следствием этого является повышение уровня языковой подготовки студентов, в результате чего они приобретают возможность учувствовать в программах академической мобильности не только в пределах Казахстана, но и зарубежом.
В рамках Меморандума о взаимном сотрудничестве между акиматом Костанайской области и ERG, создана лаборатория «Охрана труда и промышленная безопасность». Использование в учебном процессе программного обеспечения Microsoft, позволило создать на кафедре Автоматизации, информационных систем и безопасности MICROSOFT IMAGINE ACADEMY.
Руководством Рудненского индустриального института уделяется большое внимание закупу современного лабораторного оборудования и программных комплексов. Так с 2012-2021 год на кафедры факульета было закуплено оборудование на сумму более 90 миллионов тенге.
Таким образом, в институте существенно усилен практический аспект образовательного процесса посредством расширения номенклатуры специализаций образовательных программ на основе научно-обоснованного долгосрочного прогноза потребностей современного рынков труда и с учетом Атласа профессий будущего. Создана современная материально-техническая база, позволяющая студентам приобретать навыки работы на современном оборудовании, понимать сущность технологических процессов, а ученым вуза – проводить научно-исследовательские работы.
Ученые института являются руководителями и исполнителями фундаментальных и прикладных исследований в рамках государственного заказа Министерства образования и науки Республики Казахстан, хоздоговорных тем и международных исследовательских проектов, руководителями выпускных работ магистрантов и докторантов PhD, авторами публикаций в рейтинговых научных журналах с ненулевым импакт-фактором и изданиях, индексируемых в международных базах данных (Web of Knowledge, Thomson Reuters, Springer, Scopus, Elsevier и др.).
Преподавателями кафедр активно внедряются и используются интерактивные методы обучения студентов по дисциплинам, что повышает степень усвояемости материала. При этом используются интерактивные доски, мультимедийные проекторы, в образовательный процесс внедряются сетевые и кейс-технологии.
В своих перспективах факультет видит продолжение развития учебно-лабораторных баз кафедр, повышение квалификации преподавателями, развитие международного сотрудничества в области образования, в частности по программе обмена студентами с ВУЗами ближнего и дальнего зарубежья.
Студенты факультета в рамках Международной программы IAESTE проходили стажировки в Европейских странах. Факультет принимает студентов из других стран по вышеперечисленным специальностям на стажировку. Между РИИ и другими вузами РК действует программа внутренней академической мобильности. Студенты факультета ЭиИС выезжают обучаться в вузы других регионов, а также обучаются студенты с вузов РК на кафедрах факультета.
После завершения обучения на факультете студенты проходят производственную и преддипломную практику и в дальнейшем трудоустраиваются на предприятия: АО «ССГПО», АО «КEGОC», АО «Рудныйсоколовстрой», АО «Костанайские минералы», АО «Базис-А», АО «КазХром», АО «Агромаш Холдинг Казахстан», ТОО «Рудненский водоканал», АО «Алюминий Казахстана», ТОО «Оркен», «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.» и на других предприятиях Казахстана, стран СНГ и дальнего зарубежья, подтверждая свои теоретические и профессиональные знания.
За годы существования факультета кафедрами была подготовлена не одна тысяча выпускников. И мы вправе ими гордиться. Наши выпускники работают не только на предприятиях нашего города, региона и Республики, но и в странах СНГ и дальнего зарубежья, подтверждая своей отличной работой и профессиональным ростом высокий уровень подготовки специалистов.
Одним из главных направлений в работе деканата является воспитательная работа. Её координирует заместитель декана по УВР Кадирова Асемгуль Мухаметханкызы, магистр технических наук, преподаватель кафедры Строительства и строительного материаловедения.
Воспитательная работа на факультете проводится в соответствии со стандартом СМК СО 4.07 – 2005 «Управление воспитательным процессом», Концепцией воспитательной работы в РИИ, положением о кураторстве академической группы в РИИ, утвержденными планами воспитательной работы института и факультета по направлениям:
- организация и проведение информационно-пропагандистской работы;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- идеологическое противодействие терроризму и религиозному экстремизму;
- укрепление национального единства, межэтнического и межконфессионального согласия;
- развитие государственной языковой политики;
- правовое воспитание, профилактика правонарушений, соблюдение прав человека, профилактика преступлений, связанных с торговлей людьми и формирование антикоррупционной культуры у студентов;
- формирование ЗОЖ и экологическое воспитание;
- формирование духовно-нравственных ценностей, социально значимых качеств и коммуникативной культуры личности студентов, развитие и поддержка молодых талантов и инициатив молодежи;
- реализация программы «Рухани жаңғыру».
Основой деятельности факультета и кафедр являются ежегодно утверждаемые перспективные планы, исполнение которых заслушивается на заседаниях кафедр, советов кураторов и факультета. В структуру отчетов руководящих работников, преподавателей и кураторов факультета включены пункты о воспитательной работе.
Для развития самостоятельности, ответственности, умения принимать решения, на факультете сложилась и функционирует работа по развитию системы студенческого самоуправления.
На факультете создан студенческий совет. Основными задачами функционирования студенческого совета являются: представление интересов студентов во взаимоотношениях администрацией института и студентов; активное участие в улучшении условий обучения и проживания в общежитии; реализация инициатив студентов, продвижение их идей и проектов, помощь студентам факультета в реализации их творческого, организационного и научного потенциала; совершенствование системы морального и материального стимулирования студентов, активно участвующих в общественной жизни института, города и области; повышение культурного уровня студентов; укрепление дисциплины и повышение корпоративной культуры студентов факультета.
Сервис по приему электронных обходных листов